Можно ли самостоятельно вылечить заикание у ребёнка в домашних условиях?
Заикание или логоневроз – психофизиологическая речевая патология, когда человек не может постоянно говорить целостно и плавно. Проявляется продлением или повторением отдельных звуков, частей или целых слов, постоянными остановками в середине предложения. Особенно часто диагностируется заикание у детей в дошкольном возрасте, то есть, в 3-5 лет. Эта патология требует грамотного лечения, иначе может сохраниться на всю жизнь.
Устранение такого явления – процесс длительный, сложный и трудоемкий. Понадобится активное участие родителей и вмешательство специалистов – логопеда, психотерапевта. Только при комплексном подходе получается избавиться от заикания и восстановить нормальную речь.
Почему возникает заикание
Большие значение в развитии этой болезни имеет наследственность. У мальчиков заикание диагностируют чаще, чем у девочек; чаще в садиковском возрасте, когда формируется правильная устная речь. Причины бывают разными:
- гипертонус двигательных окончаний в речевом центре мозга, перинатальное поражение ЦНС;
- хронический или острый стресс в детстве, склонность к судорогам;
- травмы, инфекции, болезни эндокринной системы;
- задержка психомоторного развития;
- дефицит ласки и любви.
Заикание может возникнуть, как следствие завышенных требований к ребенку со стороны родителей, слишком строгого воспитания. Некоторые мамы и папы в стремлении вырастить из детей гениев заставляют их учить большие стихи, запоминать длинные, трудные слова.
Заикание может интенсивно проявляться, а потом затихать, становиться эпизодическим. Его повторное усиление провоцируют слишком жесткие наказания, резкие изменения режима дня, переутомления, болезни. Нужно помнить, что сама по себе эта патология не проходит, потому если малыш начинает заикаться, нужно сразу обращаться к специалистам.
Лечение необходимо начинать еще до школы. Проблему зачастую диагностируют в 3-4 года, когда у детей развивается вербальное мышление и координация речевых движений. Речь у малыша наиболее чувствительна и уязвима, потому при малейших провоцирующих факторах она страдает в первую очередь. Некоторые дети сильно перевозбуждаются просто во время активной игры или по другим причинам, бывают склонны к судорожным движениям.
Что делать, когда ребенок заикается
Лечение проводится только комплексно, поэтому самостоятельно в домашних условиях справиться не получится. Даже если причина известна, недостаточно только устранить ее, ведь есть также провоцирующие и сопутствующие факторы. В итоге, проблема появится снова или исчезнет только частично.
Необходимо вмешательство педиатра, логопеда и психолога, вместе с активным участием родителей.
Педиатр устраняет сопутствующие патологии, способствующие усугублению логоневроза:
- назначает витамины и препараты для укрепления организма;
- выписывает средства для профилактики простуды, особенно болезней уха и голосовых связок;
- занимается лечением хронических патологий с выходом на стойкую ремиссию;
- прописывает физиотерапевтические процедуры – лечебный сон, массаж, бассейн.
Психотерапевт проводит занятия, чтобы ребенок не боялся общения с другими людьми, чувствовал себя уверенно и комфортно в любой ситуации, перестал считать себя неполноценным или другим. Специалист всегда работает совместно с родителями. Мамам и папам тоже нужна помощь, ведь зачастую они не знают, как правильно себя вести.
Логопед проводит занятия по устранению заикания. Они всегда имеют определенную последовательность и делятся на несколько этапов:
- Сначала ребенок учится правильно рассказывать текст – например, читает стих или пересказывает домашнее задание. Он делает это без страха, что над ним будут смеяться или поставят плохую оценку. В таких условиях речь становится спокойной и размеренной.
- Когда ребенок может вести спокойный разговор, не заикаясь, его попросят добавить в речь эмоциональной окраски – например, в одном месте повысить голос, а в другом понизить.
- Чтобы малыш мог перестать заикаться вне кабинета логопеда, на занятиях специалист воссоздает разные ситуации из жизни.
Уроки должны проходить в позитивной обстановке, с обязательным поощрением ребенка. Это могут быть просто слова похвалы.
Занятия проходят с примерами правильной речи. Их можно слышать во время общения с логопедом или другими детьми, уже прошедшими курс лечения. Специалисты используют логопедическую ритмику – прием, включающий упражнения на укрепление мимических мышц и голосовых связок, игры, хороводы, пение.
Дома родители должны научиться говорить с ребенком медленно, делая паузы, спокойно и неторопливо, задавая минимум вопросов. Нужно внимательно слушать, что говорит малыш, и уделять ему больше внимания.